Ярославская обл., Первомайский р-н, п.Пречистое, ул.Ярославская д.90
Версия для слабовидящих
Меню
Глава Первомайского муниципального района
Голядкина Инна Ильинична
График приёма

Антитеррористическая комиссия Ярославской области 

Главная » Район » Пречистое
Пречистое

Пречистое: страницы истории

         О прошлом села Пречистое существует много различных толкований. Имеется предположение, что Пречистое с его окрестностями относилось раньше к Черностанной волости Любимского уезда Ярославской губернии. Но старожилы села хорошо помнят, что на территории бывшего Пречистенского района в дореволюционное время существовало 4 волости: Пречистенская, Васильевская, Черностанная и Козская. Житель села Пречистое Кувардин Павел Петрович рассказывал, что ему в детстве пришлось читать книгу, в которой описывалось далёкое прошлое села Пречистое и его окрестностей. В книге было написано, что наша маленькая речка Индолка давным-давно имела другое название Ильдома. Она протекала близ деревень Амелькино и Михалёво. А река Соть впадала в реку Ильдома.
         Деревня Соколово получила своё название со времён царствования Ивана Грозного. У царя было любимое место охоты, которое находилось при слиянии рек Обноры и Учи, где теперь находится город Любим. Однажды во время охоты сокол улетел. Люди царя долго искали птицу и обнаружили её на холмах, где сейчас находится деревня Соколово. С того времени это место стало называться Соколово.
         В старину окружающие Пречистое холмы, поляны, пустоши имели название. Гористая, всхолмлённая местность по направлению к Амелькино называлось Осановыми горами, а по левую сторону, по направлению к Данилову были Чёрные горы. В стороне деревни Горка пустошь называлась Глядково. А место по направлению к селу Коза между селом Пречистое и деревней Проунино называлось Семёнцевым. Некоторые места получили название в период татаро-монгольского нашествия. Так Серебряное Болото (у д. Федино) получило якобы своё название, что в него были зарыты серебряные и золотые вещи в период нашествия татар. 
         Место, где сейчас находится п. Пречистое, называлось станом. Его окружали дремучие леса. На горах, прозванных после Осановыми, орудовал разбойник Осанн, грабивший приезжих купцов и обозы. Об этом рассказывалось в книге «Государев посол», которую когда-то прочитал житель села Кондратьев Ф. И.
         Церкви в селе не было. По преданию, деревянная церковь стояла в урочище Глядково, которая то ли пришла в ветхость, то ли сгорела от молнии. Место, где находилась церковь, называлось Чистое, а место, где сейчас Пречистое, называлось станом перед Чистым. С течением времени эти слова слились в одно – Пречистое. Так гласит предание. При постройки кирпичной церкви в 1801 году село имело название Стано-Успенское, по престольному празднику «Успенья». В поэме в стихах «Степаныч-старичок», написанной Иваном Благовещенским и изданной в 1894 году читаем, что поэма написана об Алексее Степановиче Благовещенском, дьячке села Стано-Успенского (оно же и Пречистое в Черностаньи), где изображён автором престольный праздник: Село Стано-Успенское (Пречистое равно).

         В дни праздника «Успения»
         Приезжими полно.
         Здесь ярмарка трёхдневная
         Посудою, скотом,
         Платками разноцветными
         Грибами и холстом.
         Полны народом улицы
         Всё движется, шумит.
         «Эй, бабы, тётки-умницы!»
         Торгаш-кулак кричит,
         В селе пируют весело,
         Рад празднику народ,
         Девицы, парни с песнями
         Заводят хоровод
         Во всяком доме праздничный
         Весёлый слышен шум.
         С хозяином пображничать
         Пришли и сват и кум.

         Дома в селе построены были тесно. Пожар в 1819 г. уничтожил все строения кроме церкви и сторожки. В 1865 г. около села Пречистое была проложена узкоколейная железная дорога Ярославль – Вологда. Население с тревогой встретило появление «черта на колёсах» (паровоз).
          В 1860 – 1865 годах в селе насчитывалось более 50 домов и три трактира. К 1880 г. домов в селе было уже 75. развита была частная торговля, которую вели купцы: братья Пастуховы, Смирнов, Александров, Яровцын, Карпов, Григорьев, Беляков, Морозовы, Свешников и др. Помимо трактиров в селе было 3 пивных, несколько магазинов, винный погребок (с рейнскими винами), казёнка, где торговали водкой. В народе ходили поговорки «В Пречистом – семь кабаков и одна церковь», «Из Любима в Пречистое сходить чайку попить» и т. д. В пристанционном посёлке было 5 трактиров, принадлежавших Чистову, Кузнецову, Белякову.
         В 1866 г. в селе Пречистое была открыта школа. В сборнике «Начальное образование в Ярославской губернии за 1909 г.» писалось: «В селе Пречистое в 1866 г. было открыто смешанное училище. В 1880 г. было построено специальное деревянное, крытое дранкой, школьное здание, имеющее 1 комнату. К началу 1909 – 1910 г. в училище было 18 мальчиков и 13 девочек. При школе была библиотека, насчитывающая 118 названий книг для внеклассного чтения».
         До революции 1917 г. земли, прилегающие к селу, принадлежали помещикам (с южной стороны – Скульскому, с северной – Романову). Земли, расположенные сейчас между школой и промкомбинатом, принадлежали крестьянам прихода Васильевское. Эти земли они сдавали в аренду крестьянам из Пречистого.
         Основная часть населения села жила за счёт сдачи своих помещений в аренду купцам под магазины, трактиры, пивные. Многие держали выездных лошадей. Много было отходников в Питер, где работали поварами, официантами, приказчиками, буфетчиками. Семьи отходников в селе вели хозяйство: сеяли рожь, овёс, горох, сажали картофель. Капусту покупали у жителей с. Шильпухово.
         Некоторые торговцы Васильев, Чистяков, Заикин, Беляков занимались извозом: содержали до 10 лошадей, нанимали кучеров-ямщиков: работников. И в дореволюционное время жители села интересовались событиями политической жизни. Русско-японская война 1904 – 1905 г. среди крестьян не одобрялась, особенно бедными. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. навело на сомнение, поколебало веру в царя и царский строй. О политических событиях жители села узнавали от Петра Васильевича и Александра Васильевича Орловых (из д. Ананьино). За ними велась тайная слежка. Страусов из этой же деревни вёл пропаганду в одной из комнат трактира Белякова, где он работал поваром. О событиях февральской революции 1917 года пречистенцы узнали 5 марта, в воскресенье, когда в селе был большой базар. Житель села Кувардин П. П. рассказывал: «Ко мне пришла делегация железнодорожников ст. Пречистое с красным флагом, во главе с Ошаниным М. Н. Наша группа обезоружила и арестовала земского начальника Петровского, а урядник Суворов, узнав об этом сбежал сам. Состоялось собрание, где был избран исполком, куда вошли: Кувардин, Криушков, Салтыков. В августе 1917 г. образовалась земская управа, председателем её стал Н. А. Волков».
         События Великой Октябрьской соц. революции дошли до сельчан в конце октября. Было созвано собрание уполномоченных земства, где обсуждали вопрос: «О передаче власти Советам». Но шло всё гладко. Уполномоченные разделились на 2 группировки: первая фронтовая группа (В. И. Скворцов из д. Ананьино, А. П. Евсюнин, Кувардин и др.), вторая – представители зажиточной части населения: Горячев (д. Слобода), Барбашов (с. Ильинское), братья Майоровы и Чистовы (д. Спенино), Коряков-мясник. Верх одержали «фронтовики». Был создан волостной исполком рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, в который вошли: Горбунов Н. П. (председатель), Бровкин Н. Д. (зав. земельным отделом), Евсюнин А. П. (нач. ст. Пречистое).
         Комиссар лыжного батальона Карпинский Иосиф в 1919 г. после закрытия магазина купца Свешникова, открыл в нём клуб. Был создан совет клуба, который развернул большую массовую работу. Помогал в оформлении декораций Колобов Д. П., который до приезда в Пречистое работал декоратором в Ярославском театре им. Волкова. Артист театра Красногорский был режиссёром (жил в д. Щеколдино). В театральную группу вошли и местные: Кувардин Н. П., Евсюнин М. И. , Евсюнин И. И. и др.
         В 1929 году в селе был создан колхоз, куда вошло 125 хозяйств. Первым представителем колхоза был Беляков Иван Иванович, секретарём парт. Ячейки – Казанский. В мае 1935 г. образовался Пречистенский район. Представителем райсполкома был Андреев Т. Н., секретарём райкома партии Пономарёв, зав. райпо – Корешков, зав. РОНО – Злобин.
         При клубе в 1935 г. был организован духовой оркестр. Директором был Випрев, в детские годы бывший беспризорником, взятым на воспитание 52-ым стрелковым полком. Учащиеся 5-6 кл. Пречистинской школы, успевающие по всем предметам, были приглашены для обучения в духовом оркестре: Дундин С.П., Волков С. Н., Юдин В., Андреев И., Потёмкин Н. и др. и уже в 1937 году оркестр имел популярность среди населения и исполнял торжественные марши, песни на всех праздниках. В клубе количество участников художественной самодеятельности доходило до 50 человек. Выступала «Синяя блуза», в которой участвовали местные комсомольцы: Лукьянов Н. Н., Лукьянова (Крвалёва) М. Н., её сестра Клавдия, Евсюнина (Кутьина) А. В., Дундина (Козина) Т. И., Мирушкина М. А. и др. Художественным руководителем и режиссёром драм коллектива был Кудрявцев И. В. С организацией района в коллектив влились веет. Фельдшер Карасёв Н. А. (агроном), Бровкин Г. Д., Кудрявцева В. С., Лапина Л. В., Воронина Л. А. (Учительница), Рыбаков В. А., Дудичева А. А. и др. Ставились на клубной сцене пьесы Чехова А. П., Островского А. Н. и советских драматургов. Среди них: «Без вины виноватые», «Бедность не порок», «Майка». Затем: «Кубанцы», «Ошибка инженера Кочина», «Машенька», «Луна слева», «Таня», «Хрустальный ключик», «Пограничники», «Снежная королева», «Русские люди» и др. В постановке пьес участвовали ученики Пречистинской средней школы: Андреев Иван, Юдин Вася и его брат Костя, Малкова Лида, Анемподистова Шура, Дендин Сергей, Белкина Лиза и др.
         В 1940 г. Пречистенский театральный коллектив получил первую премию за постановку пьесы «Разлом» на областном смотре драм, коллективов. В годы Великой Отечественной войны некоторые пьесы ставились по несколько раз. Пьеса «Сады цветут» Была показана зрителям 13 раз. С пьесой «Разлом» выезжали в г. Любим и Данилов. В клубе была своя костюмерная.
         В 1956 – 1960 г. село Пречистое стало быстро расти и благоустраиваться. Инициатором этих мероприятий был первый секретарь райкома партии Попов Михаил Васильевич. В эти годы на пустыре и кладбище заложен парк. Основные улицы покрылись асфальтом, проведён водопровод. Всё население села работало на благоустройстве своего села Пречистое. Выходили все на воскресники (а был в то время только один выходной день). В апреле 1960 г. был создан с-з «Пречистенский» на базе нескольких колхозов. 
         В 1965 г. село Пречистое получило государственный электросвет. В парке села памятник основателю советского государства В. И. Ленину, торжественное открытие которого состоялось 22 апреля 1958 г. 
         Обелиск воинам-землякам на ул. Советской был воздвигнут весной 1957 г., а его открытие состоялось 9 мая 1957 г. на торжественном митинге жителей села.
       Как вспоминает Гордеева Валентина Васильевна, в селе Пречистое было развито гончарное дело в местечке Барсуки (в настоящее время ул. Чапаева, около Индолки, 1-й дом от реки). Занимались гончарным делом Неловковы. Изготовляли горшки, корчаги, кружки, игрушки.   

          
Призыв. – 1997. – 29 августа

 

Театр в Пречистом
(о Пречистенском народном театре)

Жители поселка Пречистое любят театральное искусство. Драматический кружок был организован в период становления Советской власти в районе. Особенно плодотворно он начал работать в период коллективизации сельского хозяйства, когда его постоянным руководителем стал Илья Владимирович Кудрявцев, а художником-декоратором — пенсионер, бывший декоратор Ивановского областного драматического театра Дмитрий Павлович Колобов. «Наш дядя Митя», — любовно называли его участники художественной самодеятельности.
         Уже в то время коллектив имел весьма солидный и обширный репертуар. Его руководитель И.В. Кудрявцев добивался от актеров создания выразительных и правдивых образов. Объемные, красочные, близкие к натуре декорации Д.П. Колобова усиливали эмоциональное воздействие спектакля. А ведь коллектив работал в сложнейших условиях. Не было электрического освещения. Всех световых эффектов добивались с помощью керосиновых ламп. Несмотря на  эти трудности, были поставлены такие пьесы как:  «Дети Ванюшина» В. Найденова, «Голубое и розовое» А. Бруштейн, «Таня» А. Арбузова,  «Машенька» А. Афиногенова, «Кубанцы» и «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Разлом» Б. Лавренева и др.                 
         В период Великой Отечественной войны многие участники театрального коллектива ушли на  фронт, в том числе и его руководитель И. В. Кудрявцев. Но кружок продолжал работу. Руководство коллективом взяла на себя эвакуированная актриса одного из Ленинградских театров Антонина Сергеевна Сержевская. На суд  зрителей была представлена только вышедшая  в свет драма К. Симонова «Русские люди», поставлено несколько пьес А. Н, Островского. В  эти годы в коллектив пришли новые молодые  исполнители - учителя Пречистенской средней  школы, учащиеся старших классов.
         Закончилась Великая Отечественная война,  пришел долгожданный День Победы. Многие  участники театрального коллектива не вернулись, погиб и первый руководитель коллектива  И. В. Кудрявцев.
         В трудные послевоенные годы решено было  восстановить коллектив. Не было руководителя. Некоторые участники коллектива продолжали службу в армии. Некоторые опытные актеры не хотели возвращаться, не веря в возможности молодежи. А молодежь, горела огромным желанием возродить свой театр. И уже в 1946 году, к 29-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции под руководством художественного руководителя районного   Дома культуры Алексея Николаевича Аргунова был поставлен спектакль по пьесе Н. Вирты «Сады цветут». Затем, повторно, уже новым молодежным составом, — пьеса А. Корнейчука «Платон Кречет». Молодость, энтузиазм, стремление, во что бы то ни стало доказать, что театр живет, действует, подчас заменяли этим ребятам актерское мастерство. Н.И. Потемкин, Г.М. Юдин, А.В. Загрянин, А.П. Аргунов, Л.П. Дундина, Л.А. Воронина, Е.А. Балкина, Ю.А. Соколова и другие исполняли свои роли страстно, ярко, выразительно. В те годы коллектив выпускал очень много одноактных пьес, таких как «Медведь», «Юбилеи», «Предложение» А.П. Чехова и множество пьес современных авторов.
         В пятидесятые и шестидесятые годы это был  уже вполне сложившийся коллектив. В неге вернулись опытные актеры, страстно любящие театральное искусство — И.М. Алексеев, В.А. Рыбаков, вышедший в отставку из рядов Советской Армии С.П. Дундин, обрели мастерстве  молодые исполнители Л. Ковалева, С. Агишева,  А. Брусникова, Б. Бровкин, Э. Кудрявцев, А.  Солнцев и другие.           
          «Старые друзья» Ю. Малюгина, «Калиновая  роща» А. Корнейчука, «Поздняя любовь» А.Н. Островского, «Меч и звезды» Ю. Чепурина  «Опасный возраст» С. Нариньяни — эти и другие пьесы идут на сцене Пречистенского театра  в эти годы. В конце 1969 года была в третий раз  поставлена пьеса А. Корнейчука «Платон Кречет», после просмотра которой драматическому коллективу в апреле 1970_года было присвоено  звание народный театр, и первыми штатными  творческими работниками его стали режиссер  Александр Васильевич Зарянин, художник-постановщик Виктор Васильевич Майданюк.
         Режиссер и художник понимали, что присвоение звания народный ко многому обязывает.  Чтобы повысить художественный уровень спектаклей необходимо иметь более стабильный актерский состав и постоянно повышать профессиональное мастерство актеров, совершенствовать репетиционный процесс, улучшать учебно-воспитательную работу и, главное, — работать  с перспективой, то есть нужна была подготовка молодых кадров актеров не только на репетициях, но и через студийную работу.
Режиссер и художник работали над выпуском первого спектакля по пьесе Ю. Чепурина «Мое сердце с тобой» в содружестве с выпускником режиссерского отделения Московского института культуры Юрием Васильевичем Трубиным, для которого этот спектакль был дипломной работой. Это сложнейшая пьеса на сельскую тему, с большим количеством участников, особенно молодых. Постановка ее в условиях сцены Пречистенского районного Дома культуры требовала большой условности, выноса некоторых диалогов на авансцену. Несмотря на технические и актерские сложности, спектакль получился. На областном смотре народных театров он занял четвертое место, за дипломную работу Ю. В. Трубин получил высшую оценку.
         В этом же 1970 году коллектив Пречистенского народного театра выпустил еще один спектакль по пьесе А. Сафронова «Судьба-индейка». Эта веселая комедия с интересом воспринималась зрителями. Вслед за этим силами народного коллектива были подготовлены спектакли по пьесам К. Симонова «Русские люди», А. Афиногенова «Накануне», А.Н. Островского «На бойком месте».
         1974 год был для коллектива народного театра одним из наиболее удачных. За спектакль по пьесе В. Ежова «Соловьиная ночь» ему было присуждено первое место среди народных театров области. Это был большой успех. Спектакль играли 20 раз на разных сценах, и всюду зрители отмечали его положительные качества. Блестяще справились с главными ролями сержанта  Бородина и Инги впервые пришедшие в театр  актеры С.А. Шутов и Н.А. Малышева. В спектакле также были заняты опытные актеры С.Н. Дундин, Э.И. Кудрявцев, В.Г. Мушников, А.А. Котов и другие.
         Пречистенцы увидели спектакли по повести  Б. Васильева «А зори здесь тихие», по пьесе А.Н. Островского «Поздняя любовь». Коллектив много ездит по району, играет спектакли а  сельских домах культуры и клубах.
         1980 год ознаменован выпуском под руководством Е.П. Писаренко спектакля по пьесе В. Белова «Над светлой водой». Спектакль заслужил  высшую оценку на областном смотре народных  театров, коллектив был удостоен звания лауреата. И зрители и жюри единодушно отмечали высокое мастерство исполнительницы роли Трефены С.Н. Котовой, Федора Касаткина — Э.И.  Кудрявцева, Даши — Л.Ю. Ярцевой и многих других.
         В январе 1982 года коллектив народного театра возглавил выпускник Ярославского культпросвет училища Владимир Леонидович Фунтов. Опираясь на лучшие традиции театра, опыт многочисленных спектаклей, поставленных за годы существования коллектива, он ищет новые современные формы сценического искусства, увлекает актеров творческим отношением к делу. Ко времени его прихода в театр опытных актеров осталось мало, и В. Фунтов решил собрать молодежь, стараясь заинтересовать их, привить любовь к сцене, искусству актера. В конце апреля был выпущен спектакль по пьесе латвийского поэта и драматурга Я. Райниса «Вей, ветерок!». Спектакль был посвящен 60-летию образования СССР.
         Начинать работу с молодежью практически с азов было нелегко. Опираясь в своей постановочной деятельности на актеров со стажем, таких как А.А. Котов, Л.Ю. Ярцева, В.Э. Кудрявцева, имеющих опыт сценической работы, режиссеру необходимо было найти контакт с ребятами, у которых разные характеры, разные взгляды на театр и его работу. Некоторые были подготовлены к игре на сцене в силу своих индивидуальных способностей, многие оказались по-настоящему талантливыми.
         Сразу обратила на себя внимание пластичная, эмоционально-подвижная, хорошо владеющая речью школьница Т. Чистова. Буквально на лету схватывая уроки актерского мастерства, постоянно работая над собой, она в короткий срок многому сумела научиться и уверенно и непринужденно сыграла главную роль в спектакле «Вей, ветерок!» — роль Барбы, девушки-сироты, пожертвовавшей своим счастьем, чтобы не сделать несчастными других, близких ей людей. Исполнители ролей в этом спектакле — Валентина Кудрявцева, Людмила Ярцева, Светлана Чикулаева, Николай Поветкин, Анатолий Котов, Елена Фунтова — люди разных профессий, объединенные одним увлечением. С убедительной силой сумели они раскрыть характеры своих героев, играли правдиво и раскованно.   
         Спектакль был показан на областном смотре народных театров, где коллективу был присужден Диплом 1 степени. Выпуск спектакля «Вей, ветерок!» хорошо сказался на укреплении психологической атмосферы в коллективе. В нового режиссера поверили, в театр стали возвращаться опытные актеры, что позволило взять в  постановку инсценировку романа В. Распутина «Живи и помни». Автор написал свой роман о  войне, где нет ни окопов, ни фронта, а есть глубокая и неразрешимая человеческая трагедия. Главная героиня спектакля Настена (ее играет Л. Весова), встретившись с дезертировавшим,  сбежавшим в далекую сибирскую Атомановку  мужем Андреем (его роль исполняет В. Фунтов), приходит к мысли, что от судьбы не убежишь, и  без особых колебаний решает быть с ним до  конца. Но как это бывает всегда, любая тайна рано или поздно раскрывается. Поведение Настены, частые ее отлучки из дому для встреч с Андреем, исчезновение некоторых вещей не остаются незамеченными отцом и матерью Андрея, роли которых с большой эмоциональностью исполняют старейшие актеры театра Э.И. Кудрявцев и А.Н. Дундина.
         В спектакле хорошо показаны и массовые сцены, которые раскрывают жизнь советских людей в тылу в тяжелые годы войны. Хотелось бы отметить работы актеров А. Котова, С. Дундина, В. Кудрявцевой, Е. Писаренко, В. Вторниковой, Г. Дмитриева, Г. Орловой, О. Савельевой и О. Голяковой.
         Спектакль «Живи и помни» был тепло принят зрителями, взволновал их, укрепил престиж народного театра не только в районе, но и в области.
         В 1984 году Пречистенский народный театр вновь завоевал звание лауреата областного смотра за свою новую работу — спектакль по пьесе Н. Семеновой «Печка на колесе». Комедия-лубок — так обозначен жанр спектакля. И надо сказать, что молодой режиссер и коллектив народного театра с успехом справились с этими жанровыми особенностями, правильно расставили акценты в спектакле. Именно поэтому спектакль вызывает не только смех у зрителя, но и заставляет его задуматься над судьбой простой деревенской труженицы Фроси, роль которой с подлинным мастерством сыграла Т. Аксенова, ее мужа — непутевого пьяницы Василия в исполнении В. Фунтова, деда Степочки — А. Котова, Заграя — В. Дундина и остальных персонажей спектакля.
         Давно стало истиной, что успех любого спектакля зависит не только от качества пьесы, мастерства актеров, но и умелого творческого оформления. Очень важно, какие декорации сделал художник, в какой мере они «подыгрывают» актерам, помогают раскрытию авторского и режиссерского замысла Заслуга художника-постановщика Пречистенского народного театра В. Майданюка в создании спектаклей огромна.  Оформление каждого спектакля — это создание его художественного образа. Сцена Пречистенского районного Дома культуры невелика, и поэтому чаще всего приходится искать условное решение спектаклей, и В. Майданюк умеет создать точные, присущие данному конкретному спектаклю детали оформления и декорации: будь то берег Даугавы, как в спектакле «Вей, ветерок!» Я. Райниса, или избушка-зимовье, как в спектакле «Живи и помни» В. Распутина, или печка — символ уюта и тепла каждого деревенского дома, как в спектакле «Печка на колесе» Н. Семеновой.
         Есть в Пречистенском народном театре и молодежная студия, которой В. Фунтов уделяет особое внимание, ведь это будущая смена театра, его перспектива. Ребята занимаются здесь этюдами, пластикой, гримом и ставят спектакли. Так, студийцы поставили спектакли «Трое на необитаемом острове» по пьесе В. Губарева, «Принцесса и свинопас» Г.X. Андерсена, композицию «Подснежники»   по  мотивам сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев».
         Трудное это дело — увлечь каждого, кто приходит в самодеятельный коллектив на работу с полной отдачей. В народный театр каждый идет со своим: со своей определенной жизненной позицией, своими взглядами, привычками, навыками. Каким же запасом терпения, такта, педагогического чутья должен обладать режиссер, чтобы воспитать в самодеятельном актере понимание ответственности за свое дело, сделать его единомышленником, к чему и стремится молодой режиссер В. Фунтов.
         Таким образом, история Пречистенского народного театра никак не может быть закончена. Позади — интересные спектакли и роли, впереди — целая жизнь, полная трудностей, надежд и новых спектаклей.

                   Ярославль, 1985                                       В.А. Сидорова


Храм на Поповой горе

    Такое название имел холм, где стоит кирпичная церковь Успения Пресвятой Богородицы в Пречистом. Мы, пречистенская детвора, имели большое удовольствие прокатиться с ветерком на лыжах, санках, санях, на «шарабане» с Поповки до самой речки Индолки( в старину речка называлась Ильдомка). Это была гора нашего детства. Сейчас там выстроены дома улицы Фестивальной.
     Вокруг старинного нашего села все возвышенности, пустоши, болота, дороги имели свои названия: Чёрные, Смулиговы, Осановы горы, пустоши Глядково, Семенцево, Серебряное болото. 
     Как рассказала мне жительница села (ныне покойная)  Клавдия Сергеевна Крюкова, дорога, ведущая от нашей церкви в сторону д. Горка через пустошь «Глядково», называлась «Дьяконка». Дорога была обсажена берёзами. В начале этой дороги сейчас построены дома, здание казначейства. 
     Согласно народному преданию в урочище «Глядково» было село Чистое с деревянной церковью, которая сгорела от молнии. Архивных материалов об этой местности пока не обнаружено. Но в документах о межевании земель 1775 года значится, сто церковные земли простирались от пустоши «Глядково» до деревни Амелькиной (теперь название Омелькино). 
     А о «Серебряном болоте» мне в детстве рассказывал мой отец (1907 года рождения), а ему – его отец, мой дед Илья Дундин. Во времена нашествия татар (а может быть и поляков?) там была зарыта серебряная церковная утварь. И народ назвал это болото «Серебряным». Об этом факте рассказывал также наш учитель физики Пречистинской средней школы Александр Александрович Волков. Он был внуком священника о. Никандра и сыном священника о. Александра Волковых церкви Успения в Пречистом. Мой отец учился у дочери священника Елизаветы Никандровны Волковой.
     В бытность своей работы заведующей Пречистенским райархивом В.М.Миронова записала воспоминания старожилов. Привожу выдержки записи от 12 марта 1957 года Федора Илларионовича Кондратьева(1870 г.р.), уроженца деревни Федино: «Старики говорят, что под д. Федино в «Серебряном болоте» при нашествии татар был зарыт клад серебра, потому по сие время это болото называется «Серебряным». За д. Федино в береге р. Соть был обнаружен бивень мамонта, который отправили в Москву. Я был тогда молодой. Наша церковь праздновала 200-летие в 1887 году при священнике Волкове». 
     В то время Ф.И.Кондратьеву было 17 лет, а воспоминания он сообщил в возрасте 87 лет. Значит, до постройки кирпичной церкви в 1801 году здесь были другие деревянные церкви, относящиеся к 1687 году. Кирпичной же церкви Успения исполнилось 2 века в августе 2001 года. Как мне рассказывали старожилы села, глину на кирпич добывали на холме, где потом образовался церковный пруд с прозрачной водой. Здесь проводилось водосвятье. 
     В 1953 году я просила Ивана Геннадьевича Великосельского (сына последнего священника нашей церкви О.Геннадия) рассказать, что он знает об этой церкви (в здании её в то время было Пречистенское отделение Госбанка). Я тогда работала уполномоченным пункта Сельхозбанка при Госбанке. Отработала 13 лет в здании бывшей церкви.
     Иван Геннадьевич работал в то время товароведом райпотребсоюза. Он рассказал, что в действующей церкви при входе имелась медная пластина, на которой было выгравировано, что церковь возведена тщанием прихожан и  на пожертвования атамана Осана… 
     Как гласит предание, на горах, прозванных Осановыми, орудовал разбойник Осан, грабивший обозы проезжавших купцов. Он скрывался в дремучих лесах. Позже Осан раскаялся в содеянном, и средства пожертвовал на храм. Там, где были Осановы горы, сейчас находится песчано-гравийный карьер. 
     Ф.И.Кондратьев читал старинную книгу «Государев посол», где описывались события того далёкого времени. 
     Недавно мне посчастливилось пополнить свою коллекцию снимков церкви Успения. Знакомые прислали из Москвы снимок нашей дивной церкви. Также удалось прочесть книгу о церквях. Привожу некоторые выдержки из книги: « В 5 часов вечера Владыка прибыл в село Пречистое и встречен был кроме духовенства множеством собравшегося народа, наполнившего всю церковь до тесноты. Церковь ограждена каменною оградою, имеет благолепный иконостас. Стены покрыты живописью, которая однако же от времени потемнела. Два алтаря трапезы, во имя Николая чудотворца и Семиона, епископа Персидского, ограждены красивыми по кармину иконостасами, богато украшенными резьбой и позолотой. 
     В приходе 800 душ мужского пола, раскольников 45 человек. Членов в причте 4, помещаются она в собственных домах, кроме священника, для которого выстроен дом церковный. 
     Осмотревши в алтаре святыню храма, Владыка преподал собравшемуся народу Архипастырское благословение и пожелал узнать его мнение, желают ли люди видеть его служение в храме? 
     Во много голосов ответили собравшиеся: «желаем и просим вас отслужить». С шести часов начался благовест ко всенощному бдению, которое и совершенно было во храме при многочисленном собрании молящихся с участием в пении Архиерейских певчих. 
     Утром 17 августа настоятель прихода вновь отслужил всенощное бдение при очень значительном собрании народа. 
Церковь села сего, богатая серебряными ризами на местных иконах и в особых киотах, замечательна ещё тем преобразованием её в 1878 г. из холодной в тёплую, которое сделано в видах увеличения помещения для приходящих богомольцев. Сделаны в приличных местах печи, рамы во всех окнах, и церковь, пол года стоящая затворённою, сделалась вполне удобною и в зимнее время для совершения Богослужения…
     …Не излишне нахожу пометить здесь и другой факт более древнего времени из церковного быта этого села. Около 20-х годов настоящего столетия при расширении трапезы прихожане желали устроить вновь другой придел во имя великомученика Дмитрия Селунского, которому издревле был посвящён особый алтарь в деревянной церкви, сгоревшей в начале сего столетия. Но распределители церковными постройками из угождения строителю храма, помещику Семену Жиберову наименовали выстроенный придел не Димитриевским, а в честь Ангела строителя храма посвятили его имени Семиона, епископа Персидского, празднуемого церковью 17 апреля. 
    Чувство народное глубоко оскорбилось таким человекоугодничеством и доселе осязательно выражается в ясных фактах. В день великомученика Дмитрия, несмотря на распутицу, церковь бывает полна народу, а 17 апреля та же церковь оказывается почти пустою, несмотря на частые напоминания прихожанам со стороны их пастыря об их непреложной обязанности посещать храм Божий день рождения Государя Императора. И как будто есть перст Божий, указующий прихожанам на допущенную их предками ошибку. Село Станоуспенское почти всё сгорело в 1836 году, именно на день великомученика Дмитрия. И в этот день вместо Богослужения в храм Божий было стаскано всё имущество погорельцев и крестьян и лиц духовных. 
     И другой ранее бывший в селе пожар, как говорит предание, был на память того же великомученика Дмитрия. 
     Такие факты служат поучительным уроком, что в деле созидания храмов Божьих отнюдь неуместно человекоугодничество, тем более, что строитель Жиберов почти ничем не поусердствовал из своего имущества на дело созидания храма Божьего…» 
     Наша церковь Успения Пресвятой Богородицы после длительного запустения возродилась, словно птица Феникс из пепла. 8 лет прихожане идут помолиться, очиститься душой. Но сколько ещё надо провести ремонтных работ, а средств не достаточно. 
     Два века церковь стоит на холме, который в старину именовался Поповой горой.

В.Гордеева, член общественного
       совета Пречистенского краеведческого музея.


7 ноября 1918г.

Первая годовщина революции

Церковь Успения

 

Демонстрация в Пречистом 1918 г.

 

Детский парк

Дом культуры

Духовой оркестр 9 мая 1965г.

Духовой оркестр пречистое

Коммунистический субботник

Масленница в Пречистом 1917г

Майданюк Виктор Васильевич

Обелиск

Открытие Обелиска

Открытие памятного камня  август 2003г.

Открытие Пречистенской

средней школы 1 сентября 1976г.

Памятник Ленину 1976г.

Памятник Ленину.

Памятник погибшим воинам

Памятник в  парке

Парк возле храма

Первый асфальт на улице Советской

Площадь возле Дома купца Свешникова,

зима 1941-42 гг

Показ мод 1985г.

Праздник Слава труду

Пречистое конец 19 века

Пречистое парк 1959г.

Пруд у храма

Школа до 1976 года

Старая начальная школа 1959г.

Трактир в Пречистом

Трактир в Пречистом

Улица кооперативная

В парке работы Майданюка

В парке работы Майданюка

Вид на Пречистое

Здание бывшей библиотеки

 

 

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *

Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.